Усматривает ли УФАС по РМ нарушение при совместной закупке, например, бензина, в случае, когда Заказчик 1 закупает бензин марок АИ-95, АИ-92, АИ-86, Заказчик 2 - марок АИ-95, АИ-92, Заказчик 3 - марки АИ-86? Возможно ли проведение совместной закупки? Существует ли позиция ФАС по этому вопросу?

 

11 декабря 2019, 14:00

 

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Вышеуказанная норма обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе, заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, законодателем урегулировано право заказчиков проводить совместные конкурсы или аукционы. При этом реализация данного права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков.

Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.

Под "одними и теми же товарами" в контексте указанной нормы следует понимать товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.

Данное понятие содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее - Обзор).

Кроме того, в указанном Обзоре подробно отражена практика применения и толкования судами положений ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками совместных закупок с приведением примеров товаров, имеющих единые родовые признаки или составляющих комплект таких товаров.

При этом, по мнению Верховного Суда РФ, наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместной закупки, предусмотренной частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.

Следует отметить, что включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Кроме того, при осуществлении совместной закупки необходимо учитывать позицию, изложенную в Письме Минфина России от 30.08.2017 N 24-05-09/55771:

 

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части проведения совместных закупок, в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии со статьей 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.

Наличие у заказчиков единой цели по приобретению отдельных медицинских изделий, закупаемых совместно, при отсутствии потребности в иных закупаемых товарах, не является достаточным основанием для проведения ими совместного конкурса или аукциона, предусмотренного частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.

Таким образом, организация совместной закупки допускается при одновременном соблюдении двух условий. Закупку осуществляют два и более заказчика, которые приобретают одни и те же товары.

 

 

 

Наверх