Итоги осуществления Мордовским УФАС России государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации
12 июля 2022, 16:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Ключевые изменения в Закон № 44-ФЗ. 

Оптимизационный законопроект по внесению изменений в Закон № 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные закупки играют важную роль в российской экономике, оказывая влияние на ее развитие. Через систему закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд распределяются значительные финансовые ресурсы.

С наступлением нового 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  Привычные нормы и правила Закона претерпели кардинальные изменения. Существенно изменились условия участия в закупках, изменен процесс проведения конкурентных процедур; отменена закупочная документация как таковая, изменен порядок заключения и исполнения условий контрактов, также многие другие положения закона претерпели значительные изменения.

С 01.01.2022 вступили в силу оптимизационные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусмотренные Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ, направленные на исключение избыточных и устаревших требований, максимальную автоматизацию выполняемых процедур и внедрение электронного документооборота.

В докладе отражены основные изменения так называемого «оптимизационного закона» Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также ключевые изменения Закона о контрактной системе, принятые в 2022 году: Закон № 46-ФЗ; Закон № 104-ФЗ; Закон № 64-ФЗ.

02 июля 2021 Федеральным законом № 360 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят «оптимизационный закон», направленный на упрощение и систематизацию законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которым:

1. Сокращены способы проведения закупок (с 11 до 3), остались Конкурсы (электронный конкурс; закрытый конкурс; закрытый электронный конкурс);

Аукционы (электронный аукцион; закрытый аукцион; закрытый электронный аукцион);

Электронный запрос котировок;

Закупка у единственного поставщика (в соответствии со ст. 93 Закона о контрактной системе).

2. Установлены единые требования к участникам закупок, в том числе введена «универсальная предквалификация» (при закупке с НМЦК от 20 млн. руб. необходим опыт исполнения контракта (договора) не менее 20% от НМЦК в течение 3-х лет до даты подачи заявки на участие в закупке при условии исполнения участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Для «универсальной предквалификации» засчитывается любой контракт (договор) вне зависимости от предмета закупки в объеме не менее 20%, в том числе расторгнутый по соглашению сторон, в связи с уменьшением потребности заказчика без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), с указанием фактической цены исполненного контракта (договора).

«Универсальная предквалификация» не применяется, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены доп. требования в соответствии с ПП РФ № 2571.

Данная норма принята, в том числе, в рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками». Подать жалобу может только лицо, которое имеет право на подачу заявки.

3. Извещение вместо документации при открытых конкурентных закупках. Для отрытых конкурентных закупок необходимо формирование только извещения, документация о закупке исключена. Документация требуется только при закрытых конкурентных процедурах. Внесение изменений в извещение о закупке осуществляется не позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.

4. Введение независимой банковской гарантии (региональные гарантийные организации (РГО), госкорпорация ВЭБ.РФ и Евразийский банк развития (ЕАБР) получили право предоставлять независимые (прежде - банковские) гарантии в рамках контрактной системы).

Банки, государственная корпорация «ВЭБ.РФ», региональные гарантийные организации становятся субъектами контроля.

5. Цифровизация (исполнение контракта, документы о приемке при исполнении контрактов по итогам электронных процедур и большинства закрытых электронных процедур формируются и подписываются в ЕИС).

Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам электронных, закрытых электронных процедур переводится в электронный вид. У исполнителя контракта будет 3 дня на обжалование решения об одностороннем отказе в контрольном органе. Срок вступления в силу такого решения увеличен с 10 календарных дней до 15 – ти.

08 марта 2022 вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств).

Указанным Законом дополняется перечень оснований для закупки у единственного поставщика до 08 марта 2024 года:

1. закупка в эл. форме лекарственных препаратов, мед. изделий и расходных материалов гос. и мун. организациями, в отношении лек. препаратов, мед. изделий, расходных материалов, произведенных на территории РФ или стран, не вводивших ограничительных мер экономического характера, с разрешения учредителя мед. организации.

Но не более 500 млн. руб./ год для лек. препаратов или расходных материалов,

не более 250 млн. руб ./год для мед. изделий (п. 5.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)

2. закупка технических средств реабилитации ФСС РФ при аналогичных ограничениях по производителю (п. 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 44-ФЗ);

Увеличена цена контракта на закупку лек. препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний, с 1 млн. руб. до 1,5 млн. руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);

3. закупка лек. препаратов и мед. изделий, не имеющих российских аналогов, производство которых осуществляется ед. производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего ограничительных мер экономического характера, с поставщиком, включенным в реестр ед. поставщиков таких лек. препаратов и мед. изделий (п. 28.1 ч. 1 ст. 93 44 44-ФЗ) (ПП РФ от 23.03.2022                  № 443, реестр ведется Минпромторгом России).

4. Часть 1 статьи 15 ФЗ № 46 -ФЗ: устанавливается право Правительства РФ до 31.12.2022 определять случаи и порядок осуществления закупок у ед. поставщиков, не предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ПП РФ от 10.03.2022 № 339; ПП РМ от 11.04.2022 № 369).

5. По соглашению сторон допускается изменений существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (часть 65.1 статьи 112 Закона № 44 – ФЗ).

16 апреля 2022 вступил в силу Федеральный закон № 104 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации и оказания мер поддержки заказчикам и участникам закупок).

Возможность осуществления закупок закрытыми конкурентными способами для заказчиков, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств, государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера (п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

С 01.07.2022 заказчик направляет сведения в РНП не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 22.2 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), а при поступлении заказчику решения суда о расторжении контракта такая информация направляется не позднее 2-х рабочих дней, след. за днем поступления такого решения заказчику.

Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, государственными объединениями, союзами и т.д. мер ограничительного характера, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в РНП (пп. «в» п. 15 ПП РФ от 30.06.2021  № 1078).

Если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в РНП, такому поставщику с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов целесообразно принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.

 Подтверждению этому могут быть:

любые информация и документы, содержание которых позволяет определить  причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).

И еще один немаловажный момент, это:

Изменение сроков оплаты по контракту – для закупок, размещенных с                  01 мая 2022 года, такой срок составляет не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Основания и порядок направления заказчиком информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о контрактной системе (основные новшества и изменения с 01 июля 2022 года)

Случаи, когда заказчик обязан направить информацию в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), перечислены в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе.

Так, информацию включают в РНП, если:

1.  участник закупки уклонился от заключения контракта;

2. поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил (исполнил ненадлежащим образом) обязательства по контракту (расторжение контракта).

Порядок направления заказчиком информации в территориальные управления ФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, предусмотрен ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1078 от 30.06.2021г. «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила).

В силу п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе при получении обращения о включении информации об участнике закупки или о контрагенте в РНП контрольный орган проводит внеплановую проверку.

Выделяя такое основание для включения в РНП, как уклонение контракта, следует отметить, что участник, признанный победителем закупки, признается уклонившимся от заключения контракта, если он в установленные сроки (ч. 11 ст. 31, ч. 6 ст. 51, ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе:

- не подписал контракт или не разместил в ЕИС протокол разногласий;

- не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (при наличии такого требования);

- не выполнил антидемпинговые требования (при необходимости);

- отказался от снижения цены в случае, когда при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, участник завысил нормативно установленную предельную цену.

При этом важно отметить, что участника закупки, с которым будет заключаться контракт, в случае уклонения победителя от его подписания, также следует признать уклонившимся, поскольку, если он не отозвал заявку, то обязан заключить контракт. Отзыв заявок, которым присвоены первые три порядковых номера, не допускается (п. 2 ч. 9 ст. 43, ч. 6, 7 ст. 51 Закона о контрактной системе).

Заказчик составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта и должен направить в антимонопольный орган обращение о включении информации о нем в РНП:

- в день размещения в ЕИС протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта (подп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе). Это правило применяется к участникам электронных процедур, в том числе закрытых (ст. 51, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76 Закона о контрактной системе);

- не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем истечения срока на подписание контракта (подп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе). Это правило применяется к участникам закрытого конкурса, закрытого аукциона (ст. 73, ч. 8 ст. 74 Закона о контрактной системе).

 Выделяя такое основание как «расторжение контракта», следует отметить следующее:

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или при одностороннем отказе стороны контракта от его исполнения согласно гражданскому законодательству.

Расторжение контракта по соглашению сторон не влечет включение сведений о контрагенте в РНП.

В судебном порядке контракт может быть расторгнут:

- если поставщик (подрядчик, исполнитель) существенно нарушил его условия (пп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ);

- существенно изменились обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении контракта (ст. 451 ГК РФ);

- в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или контрактом (пп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Расторжение контракта в одностороннем порядке имеет свои особенности.

Обязанность Заказчика расторгнуть контракт с Поставщиком в одностороннем порядке установлена ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе.

Право Заказчика расторгнуть контракт с Поставщиком в одностороннем порядке установлено только в тех случаях, которые указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации как основания для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Кроме того, это право заказчика должно быть закреплено в контракте (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).

Так, например, заключенный контракт можно расторгнуть, если: не передали товар; поставили товар без необходимых документов, и в установленный заказчиком срок не устранили этот недостаток; неоднократно нарушали сроки поставки товаров и т.д.

Статья 95 Закона о контрактной системе дополнена ч.ч. 12.1, 12.2, в которых описана процедура одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам открытых и закрытых электронных процедур.

С 1 июля 2022 года данная процедура упрощается - переводится в электронный вид.

Так, начиная с указанной даты в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, если заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур (закрытых электронных процедур), то он с использованием ЕИС формирует данный отказ в электронном виде и подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Это решение размещается в ЕИС (исключением являются случаи, связанные с государственной тайной).

Далее решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее 1 часа с момента его размещения в ЕИС автоматически направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, поэтому дополнительных действий от заказчика не требуется.

Если заказчик решил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, то он должен совершить действия, описанные в ч. 14.1 ст. 95 Закона о контрактной системе. Для этого он не позднее 1 дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС.

Включение в контракт условия о возможности отказа заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке автоматически предоставляет такое же право контрагенту (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе). Порядок расторжения контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в этом случае аналогичен порядку, установленному Законом о контрактной системе для заказчика.

Если поставщик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта, заказчик направляет обращение о включении информации о нем в РНП.

Заказчик направляет в контрольный орган обращение о включении информации в РНП о контрагенте, не исполнившем или ненадлежащим образом исполнившем обязательства, предусмотренные контрактом:

- не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактом обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 16 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе);

- не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 22.2 ст. 95, ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе);

- не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением контрагентом условий контракта (ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе).

       Важно отметить, что направление Заказчиком в контрольный орган информации о недобросовестном поставщике по истечении указанного срока является нарушением Закона о контрактной системе и основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

Обращение о включении информации об участнике или контрагенте в РНП (далее - обращение) формируется по форме, приведенной в приложении к Правилам, и направляется в контрольный орган по подведомственности.

Порядок заполнения обращения о включении сведений в РНП установлен в   п.п. 4-7 Правил.

Документы, которые прилагаются к обращению, перечислены в п. 8 Правил.

Направленное в контрольный орган обращение не может быть отозвано заказчиком (п. 12 Правил).

В силу подп. "а" п. 9 Правил при проведении электронной процедуры заказчик формирует обращение, прилагает предусмотренные п. 8 Правил документы с использованием ЕИС и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. При этом часть информации формируется автоматически. Например, предусмотренные п. 8 Правил документы, если они размещены в ЕИС в соответствии с Законом о контрактной системе.

Датой поступления обращения в контрольный орган считается дата его поступления в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрольный орган (подп. "в" п. 9 Правил).

Далее контрольный орган размещает не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном ч. 21 ст. 99 Закона о контрактной системе (подп. "г" п. 9 Правил).

Не позднее 3 часов с момента размещения информации о проведении внеплановой проверки заказчику с использованием ЕИС автоматически направляется уведомление о размещении такой информации. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил (подп. "д" п. 9 Правил).

С 1 октября 2022 года участник, уклонившийся от заключения контракта, и контрагент будут уведомляться в таком же порядке.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе ФАС России и ее территориальные органы в течение 5 рабочих дней с даты поступления обращения, осуществляет проверку содержащихся в нем фактов.

В силу той же ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе по результатам проверки принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. В случае принятия решения о включении в РНП информации о лицах, указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе (недобросовестных участниках и контрагентах), такая информация включается в РНП не позднее 3 рабочих дней с даты принятия данного решения.

Контрольный орган принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки или контрагенте в РНП в случаях, перечисленных в пп. 14 и 15 Правил.

Поскольку включение сведений об участнике закупки или контрагенте в РНП является мерой ответственности, ФАС России при принятии решения о включении в РНП информации должен установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном поведении участника закупки или контрагента. Иными словами, исключительно наличие одного из указанных в ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе фактов является недостаточным для принятия решения о включении лица в РНП. Указанное подтверждается пп. 14 и 15 Правил.

Поэтому решение о включении (невключении) участника закупки или контрагента в РНП принимается контрольным органом в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела (см. письмо ФАС России от 18.09.2015 № АК/50289/15).

Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия контрольным органом решения о включении информации в РНП либо об отказе в таком включении, это решение направляется заказчику, участнику закупки или контрагенту в порядке, предусмотренном п. 16 Правил. При этом:

- одновременно с решением заказчику направляется предписание об устранении нарушений законодательства, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае его выдачи (подп. "б" п. 13, подп. "а" п. 16 Правил);

- при проведении электронной процедуры заказчику направляется с использованием ЕИС только уведомление о размещении решения и предписания в реестре, предусмотренном ч. 21 ст. 99 Закона о контрактной системе (подп. "а" п. 16 Правил).

С 1 октября 2022 года такое уведомление будет направляться и уклонившемуся от заключения контракта участнику, недобросовестному поставщику.

Датой включения информации в РНП считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в РНП согласно п. 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрольный орган (п. 18 Правил).

Поставщик, как заинтересованное лицо, вправе обжаловать в суде сам факт включения в РНП, содержащуюся в нем информацию, а также неисполнение действий, предусмотренных ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе).

Информация о контрагенте исключается РНП по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:

1) решения суда о:

а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;

б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;

2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

 

Итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия за 1 полугодие 2022 года в части осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Важнейшие изменения в антимонопольном законодательстве.

 

1. В 1 полугодии 2022 года Мордовским УФАС России было рассмотрено 80 заявлений в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. По 11 заявлениям установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, из них принято 2 решения о наличии нарушения.

В настоящее время продолжает в полной мере работать Институт предупреждения, который позволяет хозяйствующим субъектам, представителям малого и среднего бизнеса, а также органам власти устранять выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства в добровольном порядке, без возбуждения дел и соответственно избежать в последующем наложения штрафных санкций.

За истекшее 1 полугодие 2022 года Мордовским УФАС России выдано 5 предупреждений. В связи с неисполнением предупреждений возбуждено 2 антимонопольных дела.

Большая часть предупреждений в 1 полугодии 2022 года Мордовским УФАС России выдана хозяйствующим субъектам по статье 14.2 Закона о защите конкуренции в следующих сферах: рынок медицинских изделий, рынок электроламповой продукции, также предупреждения были выданы органам местного самоуправления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на рынке услуг по размещению рекламных конструкций.

В Мордовским УФАС России в 1 полугодии 2022 года рассмотрено 21 жалоба на обязательные торги по статье 18.1 Закона о защите конкуренции, из них 8 признаны обоснованными, а 13 – необоснованными, выдано 9 предписаний.

Также 1 полугодии 2022 года в Мордовское УФАС России поступило 5 заявлений о даче согласия на предоставление преференции, по итогам рассмотрения которых было принято 1 решение о том, что согласие антимонопольного органа не требуется, 1 решение о даче согласия на предоставление преференции с введением ограничений, 1 заявление направлено на рассмотрение в ФАС России, 2 заявления оставлены без рассмотрения.

В отчетном периоде в действиях органа власти и хозяйствующего субъекта был зафиксирован факт заключения и реализации антиконкурентного соглашения.

Речь идет о строительстве детского сада на 108 мест в г. Рузаевка. Соответствующий контракт был заключен Администрацией Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в конце 2020 года на сумму 97 778 330 рублей с ООО «ВИКОМ».

Дело возбуждено по результатам проверки, проведенной Мордовским УФАС России на основании информации, полученной из правоохранительных органов.

Администрацией до проведения торгов в июле 2020 года был заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком – ООО «ВИКОМ» на выполнение земляных работ по выравниванию верхнего слоя территории детского сада и согласованы дальнейшие действия по строительству самого детского сада.

ООО «ВИКОМ», как заранее определенной организации, была передана проектная документация и общество было допущено на объект для выполнения работ по строительству объекта до проведения торгов. Таким образом, указанной строительной организацией на момент объявления торгов уже была выполнена значительная часть работ по строительству здания детского сада, предусмотренная проектной документацией и техническим заданием.

По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган признал Администрацию и ООО «ВИКОМ» нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Такие действия исключили возможность для других строительных компаний Республики Мордовия и иных регионов страны получить подряд на строительство этого социального объекта на торгах, не позволили сэкономить бюджетные средства, создали преимущества для ООО «ВИКОМ» на строительном рынке.

Кроме того, Мордовским УФАС России в 1 полугодии 2022 года в действиях ООО «Медальянс» был установлен факт недобросовестной конкуренции, запрещенный пунктом 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции. выразившийся во введении в заблуждение аукционной комиссии путем представления в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе недостоверной информации относительно характеристик оборудования, предлагаемого к поставке.

Изначально Мордовским УФАС России на основании части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции ООО «Медальянс» было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства о необходимости прекращения недобросовестных действий, путем уведомления Заказчика о представлении в составе заявки недостоверной информации.

ООО «Медальянс» в установленный срок в Мордовское УФАС России было направлено письмо о поставке Заказчику оборудования, соответствующего техническому заданию, однако, антимонопольным органом было установлено обратное, что свидетельствуют о неисполнении предупреждения, о поставке товара, отличного по своим характеристикам от требуемого в техническом задании аукциона.

В связи с вышеизложенным Мордовским УФАС России в отношении ООО «Медальянс» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ООО «Медальянс» получило возможность извлечения имущественной выгоды своими неправомерными действиями путем предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе недостоверных сведений относительно некоторых характеристик машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов, чем оказало влияние на выбор Заказчика при проведении электронного аукциона.

Таким образом, действия ООО «Медальянс» привели к нарушению прав иных участников электронного аукциона, поскольку они могли одержать победу путем добросовестной конкуренции и являются актом недобросовестной конкуренции. ООО «Медальянс» выиграло электронный аукцион, представив недостоверные сведения относительно характеристик машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов.

Таким образом, ООО «Медальянс» стало победителем электронного аукциона и получило право на осуществление поставки товара на сумму 4 649 670,14 руб. вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с чем Комиссия Мордовского УФАС России признала в указанных действиях ООО «Медальянс» нарушение требований пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции. Предписание не выдавалось в связи с исполнением государственного контракта. Виновное юридическое лицо привлечено к административной ответственности, наложены административные санкции, которые исполнены в установленный законом срок.

Отделом контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России было рассмотрено 54 административных дела, в ходе которых выдано 19 предупреждений, вынесено постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму более 1,3 млн. руб.

2. В сентябре 2021 года распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден Национальный план развития конкуренции на период 2021-2025 годов. В рамках национального плана развития конкуренции определены основные задачи на ближайшие 5 лет; выполнен от количественных показателей к качественным, например, введен параметр оценки повышения эффективности конкурентной среды; включены мероприятия федерального, регионального и местного уровня; предусмотрено достижение 53 ожидаемых результатов в 15 отраслях экономики.

Основными направлениями реформ являются:

– обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью;

– обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;

– развитие малого и среднего предпринимательства;

– цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;

– дерегулирование сфер естественных монополий;

– унификация и систематизация государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам;

– развитие организованной (биржевой) торговли.

Согласно национальному плану развития конкуренции к 2025 году необходимо обеспечить:

– снижение доли организаций с государственным участием и муниципальным участием в 15 отраслях (сферах);

– численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, не менее 25 млн. человек;

– снижение доли закупок у единственного поставщика, осуществляемых акционерными обществами с государственным участием.

На сегодняшний день во всех регионах Российской Федерации утверждены дорожные карты развития конкуренции. В Республике Мордовия распоряжением Главы Республики Мордовия от 23.12.2021 № 728-РГ в новой редакции утверждена дорожная карта по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия на 2012-2025 годы».

С 27 февраля 2022 года вступили в силу новые предельные значения выручки компаний в целях антимонопольного контроля

16 февраля 2022 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 16.02.2022 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и статью 1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон), принятый во исполнение подп. «в» п. 1 поручения Президента РФ от 26.06.2021 № Пр-1096.

Закон вступил в силу с 27 февраля 2022 г.

Рассмотрим предусмотренные Законом нововведения.

Увеличена минимальная стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, в отношении которых совершается сделка, подлежащая предварительному согласованию с антимонопольным органом.

Согласно ранее действовавшему регулированию предварительному согласованию с антимонопольным органом подлежали предусмотренные ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) сделки с акциями/долями, имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции/доли, права и/или имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации (далее – Таргет), и его группы лиц превышает 7 млрд рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд руб. и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу объекта экономической концентрации и его группы лиц превышает 400 млн руб.

С 27 февраля 2022 г. пороговое значение суммарной стоимости активов по последнему балансу объекта экономической концентрации и его группы лиц возросло в два раза: с 400 до 800 млн руб.

Цель нововведений – освободить малый и средний бизнес от избыточного антимонопольного контроля.

Увеличены пороговые значения антимонопольных «иммунитетов» для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ранее Законом о защите конкуренции было предусмотрено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – ИП или юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 400 млн руб. (за некоторыми исключениями). Данное ограничение было введено более пяти лет назад с учетом состояния рынка, актуального для того времени.

Принятым Законом предусматривается, что не может быть установлено доминирующее положение:

юридического лица, учредитель которого – одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает 800 млн руб.;

индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, если выручка от реализации товаров такого ИП за последний календарный год не превышает 800 млн руб.;

индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом / хозяйствующими субъектами (в установленных Законом о защите конкуренции случаях), при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает 800 млн руб.

Кроме того, Законом предусматривается, что запреты, указанные в ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции (на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов), теперь не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано с учетом установленных Законом о защите конкуренции антимонопольных «иммунитетов» для МСП, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает 800 млн руб.

Необходимость внесения вышеуказанных изменений обусловлена реальными статистическими показателями по итогам осуществления со стороны ФАС России антимонопольного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. Так, согласно статистической ведомственной отчетности за 2018-2020 гг. из общего количества хозяйствующих субъектов, в отношении которых установлен факт нарушения антимонопольного законодательства по ст. 10 и ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции, более 20 % составляют хозяйствующие субъекты с размером выручки от деятельности на товарном рынке, на котором совершено нарушение, от 400 до 800 млн руб.

Указанные изменения позволят снизить административную нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Увеличены пороговые значения для выручки хозяйствующих субъектов, на которых распространяются антимонопольные требования, установленные Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Законом предусматривается, что антимонопольные требования ст. 13 (за исключением подп. «д» п. 4 и п. 6 ч. 1 Закона о торговле) и ст. 14 Закона о торговле теперь не распространяются на хозяйствующих субъектов, которые:

осуществляют торговую деятельность, поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой по антимонопольному законодательству) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 800 млн руб.;

осуществляют торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной сети за последний календарный год не превышает 800 млн руб.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.03.2022 № 41-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины его суммы за заключение соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством.

При уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом МСП, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4 статьи 14.32 КоАП РФ, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины его суммы.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная юридическому лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству юридического лица, привлеченного к административной ответственности.

Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Итоги осуществления государственного надзора

за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 1 полугодие 2022 года

  В 1 полугодии 2022 года в Мордовское УФАС России поступило 9 заявлений с претензиями к распространяемой информации, которая, по мнению заявителей, нарушает рекламное законодательство. При рассмотрении поступивших заявлений в 4 случаях нарушение рекламного законодательства не подтвердилось, в 1 случае затрагивался вопрос о нарушении законодательства, не относящегося к компетенции антимонопольного органа, поэтому заявление перенаправлено по подведомственности в другой орган исполнительной власти, по 4 заявлениям возбуждено 4 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

  Наряду с этим возбуждено 4 дела по инициативе антимонопольного органа.

  На основании поступивших заявлений и в результате инициированного антимонопольным органом наблюдения за соблюдением обязательных требований возбуждено производство 8 дел, 2 из которых в настоящее время находятся в стадии рассмотрения, по результатам рассмотрения 6 дел принято 5 решений о признании нарушения рекламного законодательства, участникам рекламной деятельности выдано 5 предписаний о прекращении допущенного нарушения, по итогам рассмотрения 1 дела производство прекращено из-за неподтверждения факта нарушения рекламного законодательства.

  По результатам рассмотренных дел пресечены нарушения: при распространении недостоверной рекламы (часть 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе») - 2 факта, рекламы, вводящей в заблуждение, (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») - 2 факта, запрещенных к рекламе товаров (статья 7 ФЗ «О рекламе») - 2 факта, несанкционированной рекламы по сетям электросвязи (статья 18 ФЗ «О рекламе») - 1 факт, рекламы финансовых услуг, замалчивающей все существенные условия их предоставления, и рекламы финансовой деятельности неспециализированными организациями (части 2, 14 статьи 28 «О рекламе») – 2 факта.

  Следует отметить, что в настоящее время действуют существенные ограничения на проведение контрольных мероприятий и проверок в связи с принятием постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля». В реалиях введенного моратория на проверки антимонопольный орган со второй декады марта текущего года вправе возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства о рекламе либо на основании поступивших заявлений, либо только по основаниям, указанным в пункте вышеупомянутого постановления № 336, а именно: при наличии поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу постановления № 336), Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации (принятого после вступления в силу постановления № 336 и согласованного с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации); при наличии требования прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В отсутствие перечисленных оснований проводить контрольные мероприятия и проверки не допускается.

  Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства о рекламе влечёт за собой ответственность по санкциям, предусмотренным КоАП РФ.

  В 1 полугодии 2022 года по выявленным фактам нарушения законодательства о рекламе возбуждено и рассмотрено производство 1 административного дела по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), производство 2 дел по части 4 статьи 14.3.1 КоАП РФ (нарушение запрета рекламы табака) и применены меры административного наказания в виде предупреждения о недопустимости совершения административных правонарушений в отношении 1 юридического лица, являющегося малой компанией, и 2 индивидуальных предпринимателей, являющихся микропредприятиями. В стадии незавершённого административного производства находятся еще 2 административных дела по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе).

  Как видно из приведенной статистики, к правонарушителям применяются превентивные меры ввиду законодательно установленного послабления в отношении малого и среднего бизнеса, которым на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

   В унисон приведенной статистики уместно обратить внимание на некоторые поправки к КоАП РФ, вступившие в силу с 6 апреля 2022 года, которыми введены послабления для малых предприятий. Теперь юридическое лицо не подлежит административному наказанию, если за то же нарушение к административной ответственности привлекли его должностное лицо, работника или управляющую компанию (введена часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ). Правило будет применяться, если юридическое лицо сделало все возможное, чтобы соблюсти обязательные требования. Ранее при выявлении должностных лиц, из-за которых юридическое лицо допустило нарушение, к административной ответственности привлекалось и юридическое лицо.

  Итоги работы Мордовского УФАС России показывают, что в 1 полугодии 2022 года при осуществлении государственного контроля в сфере рекламы административная нагрузка на бизнес существенно снижена.

  Вместе с тем для потребителей и общества в целом остаются актуальными вопросы, связанные с рекламой нелегальных займов, для поиска ответов и наглядности понимания которых может служить следующий пример из практики антимонопольного органа.

  Мордовским УФАС России возбуждено и рассмотрено дело по факту использования в наружном оформлении офиса Потребительского кооператива «Пенсионный доход», располагавшегося в г. Саранске, рекламных плакатов, мотивирующих потребителей стать пайщиками Кооператива с целью получения займов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также передачи Кооперативу физическими лицами денежных средств путем оформления договора займа с доходностью 13,76% годовых в рамках целевой потребительской программы «Пенсионная», предпринимательские риски по которой якобы застрахованы. Предлагаемые такой рекламой услуги, связанные с предоставлением Кооперативом займов, а также с привлечением и (или) размещением денежных средств в Кооператив, в силу буквального содержания распространяемой рекламы, воспринимались как предложение финансовых услуг, исходящее от Кооператива, на постоянной основе занимающегося финансовой деятельностью.

  Между тем ПК «Пенсионный доход», рекламировавший себя в качестве профессионального участника на рынке финансовых услуг, таковым в действительности не являлся из-за отсутствия у него специального разрешения, и у ПК «Пенсионный доход» не была застрахована ответственность Кооператива, как заемщика денежных средств пайщиков.

  Соответственно, рекламное предложение не наделенного статусом финансовой организации ПК «Пенсионный доход» о займах под привлекательные проценты со ссылкой на гарантированное страхование таких услуг направлено лишь на манипулирование потребительскими предпочтениями и, в силу своей недостоверности, недопустимо.

  Комиссия Мордовского УФАС России признала ненадлежащей, нарушающей  требования пунктов 3, 6 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу финансовой деятельности ПК «Пенсионный доход» в отсутствие у него специального разрешения, а также не допустимых для такого кооператива финансовых услуг в виде займов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, и в виде заемного финансирования у граждан (физических лиц) под привлекательные проценты путем публичной оферты со ссылкой на недостоверное утверждение о застрахованности предпринимательских рисков по целевой потребительской программе «Пенсионная». Рекламодателю и рекламораспространителю – ПК «Пенсионный доход» предписание не выдавалось, поскольку он добровольно прекратил дальнейшее распространение ненадлежащей рекламы. В настоящее время в отношении ПК «Пенсионный доход» ведется административное производство.

  Не менее актуальным является пример пресечения запрещенной к распространению рекламы товаров для курения.

  Мордовским УФАС России возбуждено и рассмотрено дело по факту размещения на выносном штендере, выставлявшемся на тротуаре, в зоне интенсивного движения пешеходов, напротив входной группы в объект торговли с вывеской «МАГАЗИН КАЛЬЯНОВ Десять из Десяти 10/10» (г. Саранск), рекламы «МАГАЗИН 10 ИЗ 10 КАЛЬЯНЫ АКСЕССУАРЫ КОЛБЫ УГОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСПАРИТЕЛИ» с графическим изображением в виде стрелки-указателя в направлении такого магазина.

  Реклама конкретного объекта торговли «МАГАЗИН 10 ИЗ 10» ориентирует на него, имеет побудительный характер, стимулирует интерес к приобретению кальянов, курительных принадлежностей (аксессуары, колбы, уголь), электронных испарителей, способствует росту числа потребителей таких товаров, что приводит к ухудшению состояния здоровья населения.

  Между тем действующим законодательством установлен прямой запрет на привлечение внимания потребителей не только к определенному объекту рекламирования – товарам для курения, но и непосредственно к продавцу таких товаров.

  Комиссия Мордовского УФАС России признала распространявшуюся рекламу ненадлежащей, нарушающей требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». Рекламодателю и рекламораспространителю, которым в данном случае выступил Индивидуальный предприниматель, осуществляющий специализированную торговую деятельность в рекламируемом магазине, выдано предписание. Предписание исполнено в установленные антимонопольным органом сроки. Правонарушитель, как субъект МСП, впервые совершивший нарушение рекламного законодательства, привлечен к административной ответственности в виде предупреждения. 

  Часто встречающимися нарушениями также являются нарушения, связанные с распространением СПАМ-рекламы по сетям электросвязи.

  Распространение рекламы по сетям электросвязи должно осуществляться при условии предварительного согласия абонента (адресата) на получение рекламы таким способом от конкретного рекламораспространителя. Иначе реклама признаётся незаконной. При этом обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи Закон возлагает на рекламораспространителя.

  В свете затронутой проблематики следует отметить, что ФАС России совместно с операторами связи разработало новые сервисы обращений граждан к операторам для оперативной блокировки нежелательной рекламы, которая поступает абонентам без их согласия.

  В настоящее время на сайте ФАС России (на Главной странице в правом верхнем углу есть ссылка «Подать жалобу на спам-рекламу») и сайтах четырех операторов связи – МТС, Tele2, МегаФон, ВымпелКом появилась форма для подачи жалобы на СПАМ-рекламу. С помощью специальной формы абонент может оставить жалобу на поступившую голосовую или СМС-рекламу и оперативно получить ответ от своего оператора. Ожидается, что блокировка нежелательной рекламы будет происходить в течение 72 часов. Заполнение формы не является обращением в антимонопольный орган и не предполагает направления ответа от антимонопольного органа.

  Вместе с тем граждане могут обратиться непосредственно в антимонопольный орган с письменным заявлением на несанкционированную рекламу, которое, в силу специфики доказывания нарушения, должно отвечать определенным требованиям. В этой связи Мордовское УФАС России на своем сайте для наглядности разместило примерную форму такого заявления (на экране справа в разделе «Главное» нужно перейти по ссылке «Как правильно написать заявление на ненадлежащую рекламу»).

  Также необходимо рассказать о новациях рекламного законодательства, которые, в свою очередь, привнесли изменения в процедуру рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

  В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» с 02.07.2021 статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 10.4 следующего содержания: не допускается распространение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, на информационном ресурсе иностранного лица в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение рекламы на таком информационном ресурсе и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

  Наряду с этим, статья 7 Федерального закона «О рекламе» поменяла свое наименование «Товары, реклама которых не допускается» на наименование «Объекты рекламирования, реклама которых не допускается» и дополнена пунктом 11, которым определено, что не допускается реклама: иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, и (или) их информационных ресурсов в качестве объектов рекламирования, направленная на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в случае принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, решения о запрете на распространение такой рекламы и включения информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации».

  С учетом нормативно-правовых изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 827, вступившим в силу с 19.05.2022, внесены изменения в Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), устанавливающие особый порядок рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с нарушением части 10.4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

  Так, пункты 23.1-23.3, 42.1 Правил предусматривают порядок действий антимонопольного органа, направленных на установление наличия или отсутствия нарушения указанных норм Федерального закона «О рекламе», в случае поступления в антимонопольный орган заявления из Роскомнадзора о принятии решения о запрете рекламы в соответствии с Федеральным законом «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», а также при выявлении и фиксации антимонопольным органом факта распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 10.4 статьи 5 и (или) пункта 11 статьи 7 Федерального закона «О рекламе». В указанных случаях антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://fas.gov.ru/pages/priznaki-narushenija-ch-10-4-st-5-p-11-st-7-zakona-o-reklame имеющиеся сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, в отношении которых может быть принято решение по делу по признакам нарушения указанных норм Федерального закона «О рекламе», в целях обеспечения возможности заинтересованным лицам представить возражения по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю.

  Согласно пункту 23.2 Правил в течение 5 рабочих дней со дня размещения указанных сведений на сайте антимонопольного органа заинтересованные лица, сведения о которых размещены на сайте, вправе представить в антимонопольный орган возражения по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю, подтвержденные соответствующими доказательствами. В таком случае антимонопольный орган вправе принять меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, запросить необходимые документы, получить пояснения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи.

  В случае если в антимонопольный орган не поступили возражения заинтересованных лиц по вопросу отнесения их к рекламодателю или рекламораспространителю, подтвержденные соответствующими доказательствами, либо после поступления уточненных сведений, если антимонопольный орган принял меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, антимонопольный орган выносит решение по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе и предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе без участия лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации.

  Такие решение и предписание изготавливаются в полном объеме в срок не менее 5 рабочих дней и не превышающий 7 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте антимонопольного органа указанных сведений либо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления в антимонопольный орган уточненных сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе, в случае, если антимонопольный орган принял меры, направленные на уточнение сведений о рекламодателе и (или) рекламораспространителе.

 

Наверх