ИТОГИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОРДОВСКИМ УФАС РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2023, 17:16
Тип документа:
Доклады

Итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия за 2 полугодие 2022 – 1 полугодие 2023 года в части осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Важнейшие изменения в антимонопольном законодательстве.

1. Во 2 полугодии 2022 года Мордовским УФАС России было рассмотрено 23 заявления в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, рассмотрено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 4 предупреждения о прекращении действий (бездействие), нарушающих антимонопольное законодательство.

Также за истекший период Мордовским УФАС России рассмотрено 16 жалоб на обязательные торги по статье 18.1 Закона о защите конкуренции, из них 4 признаны обоснованными, выдано 4 предписания.

В 1 полугодии 2023 года Мордовским УФАС России было рассмотрено 27 заявлений в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции. Возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

За указанный период Мордовским УФАС России выдано 3 предупреждения, которые были исполнены, признаки нарушения антимонопольного законодательства устранены.

Также за истекший период Мордовским УФАС России рассмотрено 42 жалобы на обязательные торги по статье 18.1 Закона о защите конкуренции, из них 13 признаны обоснованными, выдано 9 предписаний.

Мордовским УФАС России в действиях Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия был установлен факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В рамках рассмотрения заявления юридического лица Мордовским УФАС России в бездействии Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с неисполнением предупреждения в отношении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия было возбуждено антимонопольное дело.

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, являясь Учредителем ГАУ РМ «Лесопожарный центр РМ», а также распорядителем бюджетных средств в сфере лесных отношений, надлежащим образом не исполнило возложенные на него обязательства, что привело к предоставлению преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг).

Привлечение отдельных хозяйствующих субъектов к выполнению государственного задания без проведения конкурентных процедур свидетельствует о предоставлении им преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке предоставления услуг в области лесоводства и лесозаготовок, и является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В Мордовское УФАС России поступило заявление ПАО «Мегафон» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации городского округа Саранск в части установления тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальным предприятием городского округа Саранск «Горэлектротранс».

В рамках рассмотрения заявления Мордовским УФАС России в действиях Администрации городского округа Саранск были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выдано предупреждение о необходимости прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с неисполнением предупреждения в отношении Администрации городского округа Саранск было возбуждено антимонопольное дело.

Администрация городского округа Саранск, утвердив тариф на Услугу без учета требований Правил недискриминационного доступа, создала условия для ухудшения конкурентного положения операторов связи, что может привести к ограничению конкуренции на рынке телематических услуг городского округа Саранск в результате сокращения количества действующих на данном рынке участников, что в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции признается одним из признаков ограничения конкуренции.

В связи с чем такие действия Администрации по установлению тарифа на услугу без учета положений Правил недискриминационного доступа признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Мордовским УФАС России установлено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10», выразившихся в предоставлении преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту путем проведения запроса котировок на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы), в период действия заключенных ранее договоров на оказание услуг по организации питания для учащихся категорий иных, что исключает возможность принять участие, а также исполнить договор иным хозяйствующим субъектам.

В Мордовское УФАС России поступило обращение юридического лица об искусственном дроблении договоров и контрактов на организацию услуг питания, в том числе в обход конкурентных процедур.

По итогам рассмотрения заявления было возбуждено антимонопольное дело, в ходе рассмотрения которого было установлено следующее.

11.02.2022 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» в ЕИС размещено извещение № 32211124444 о проведении запроса котировок на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в МАОУ «СОШ 10», участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Предметом договора являлись оказание услуг на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование (завтрак 1-4 классы) в соответствии с техническим заданием Заказчика.

Однако в период проведения торгов между МАОУ «СОШ 10» и ООО «МКК» уже были заключены договоры на оказание услуг по организации питания учащихся посредством закупки у единственного поставщика.

Школа не имеет технических возможностей, а также площадей для того, чтобы организацию питания осуществляли два оператора питания. Следовательно, организацию питания во всех категориях школьников осуществляет один поставщик.

Таким образом, в период проведения запроса котировок, а также в дальнейшем при исполнении договора имущество и помещения МАОУ «СОШ № 10», передаваемые в безвозмездное пользование в целях оказания услуг по организации питания обучающихся, находились в безвозмездном пользовании юридического лица, исполняющего уже действующий договор.

Таким образом, действия МАОУ «СОШ № 10», выразившиеся в объявлении закупки в период действия ранее заключенных договоров, которые исключают возможность принять участие в ней, а также исполнить договор иным хозяйствующим субъектам, предоставили преимущество конкретному лицу (обществу), предрешили исход закупки и ограничили число участников закупки.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и обязательных в силу закона торгов во 2 полугодии 2022 года было рассмотрено 71 административные дело, в ходе которых выдано 39 предупреждений, вынесено постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму более 500 тыс. руб.

В 1 полугодии 2023 года было рассмотрено 44 административных дела, в ходе которых выдано 26 предупреждений, вынесено постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму более 100 тыс. руб.

2. Президентом РФ 05.12.2022 подписан Федеральный закон № 500-ФЗ, направленный на повышение эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.

Целью принятого Закона является совершенствование процесса выявления и пресечения антимонопольным органом ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий, что обусловлено, в том числе значительным ростом количества сговоров на торгах и антиконкурентных соглашений участника с заказчиком (организатором) торгов.

Законом расширены полномочия антимонопольного органа в данной сфере, регламентирован порядок подачи участником антиконкурентного соглашения в антимонопольный орган заявления об участии в таком соглашении в целях смягчения (освобождения) административной ответственности. Законом также расширены требования к составу извещения об осуществлении закупок.

Положения Закона вступили в силу с 5 декабря 2022 г., за исключением тех, что касаются внесения изменений в Закон о контрактной системе.

Изменения в Закон о защите конкуренции:

1. Право антимонопольного органа на получение объяснений при проведении проверок.

В связи с данными изменениями уточнен объем полномочий, которыми наделяется антимонопольный орган при поведении проверок, в том числе с целью выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий.

Таким образом, Закон о защите конкуренции дополнен ст. 254-1, предоставляющей возможность антимонопольному органу по мотивированному требованию в установленный срок получать объяснения, имеющие значение для осуществления антимонопольным органом своих полномочий, при проведении плановых и внеплановых проверок.

Данные объяснения могут быть получены от:

- физлиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

- руководителей, работников коммерческих и некоммерческих организаций, иных организаций, осуществляющих функции указанных организаций;

- должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов, или государственных внебюджетных фондов.

При этом Законом предусматриваются положения об ответственности должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок в соответствии с законодательством РФ.

2. Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий.

Среди механизмов выявления и пресечения антиконкурентных соглашений и согласованных действий одним из наиболее эффективных является применение программ освобождения от ответственности и смягчения ответственности. Так, добровольное предоставление участниками антиконкурентных соглашений и согласованных действий в антимонопольный орган информации о заключении антиконкурентного соглашения или участии в согласованных действиях может повлечь за собой полное или частичное освобождение от административной ответственности для таких лиц.

Поскольку полное освобождение от ответственности или размер снижения административного штрафа зависят от очередности обращения в антимонопольный орган с соответствующим заявлением, существенное значение приобрел вопрос об организации процедуры определения очередности (приоритетности) поданных в антимонопольный орган заявлений.

В связи с этим Закон о защите конкуренции дополнен ст. 44.1, регламентирующей порядок подачи и рассмотрения антимонопольным органом заявлений хозяйствующих субъектов о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществлении согласованных действий. Хозяйствующий субъект наделяется правом подачи такого заявления в антимонопольный орган вплоть до момента оглашения резолютивной части решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Предусматривается, что резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна содержать выводы о наличии оснований для освобождения одного из ответчиков по делу от административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, и (или) для смягчения ответственности одного или нескольких ответчиков по делу.

Если заявление подается двумя и более участниками соглашения или согласованных действий одновременно в федеральный антимонопольный орган и территориальный антимонопольный орган, заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган, считается поданным первым.

Нововведение вносит ясность и прозрачность в процедуру определения очередности (приоритетности) при подаче заявления о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию (или участии в согласованных действиях) и позволит нарушителям беспрепятственно реализовывать свое право на снижение размера штрафа (освобождение от ответственности).

Кроме того, принят ряд норм, предусматривающих снижение нагрузки на малый и средний бизнес:

- расширение «иммунитетов» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках применения антимонопольных запретов и рассмотрения сделок экономической концентрации (увеличение пороговых значений годовой выручки с 400 до 800 млн руб.)

- обеспечение возможности уплаты половины размера штрафа в случае привлечения к административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений.

Были введены также следующие меры временного характера.

Упрощена процедура предоставления преференций в 2022-2023 годах:

- допускается представление государственных или муниципальных преференций в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, социального обеспечения населения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их предоставлении;

- по результатам рассмотрения уведомления антимонопольным органом принимается решение о введении ограничений в отношении предоставленной государственной или муниципальной преференции, если выдача такой преференции привела или может привести к устранению, недопущению конкуренции.

Упрощен контроль за сделками экономической концентрацией в 2022-2023 годах:

- цель - снижение административной нагрузки на хозяйствующих субъектов при согласовании сделок экономической концентрации;

- сделки по приобретению акций, долей, имущества и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составляет от восьмисот миллионов рублей до двух миллиардов рублей, могут быть осуществлены с последующим уведомлением;

- сделки по приобретению акций, долей и прав в отношении финансовых организаций могут быть осуществлены с последующим его уведомлением;

- предусматривается право на выдачу предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, по результатам рассмотрения уведомления.

 

 

 

Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

за 2 полугодие 2022 года и 1 полугодие 2023 года

Во 2 полугодии 2022 года Мордовское УФАС России рассмотрело 11 заявлений с претензиями к рекламе, из них в 6 случаях нарушения рекламного законодательства не подтвердились, по 5 заявлениям возбуждено 5 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения возбужденных дел принято 4 решения о признании нарушения рекламного законодательства, на основании которых участникам рекламной деятельности выдано 5 предписаний о прекращении допущенного нарушения, по итогам рассмотрения 1 дела производство прекращено из-за неподтверждения факта нарушения рекламного законодательства. При этом структура выявленных нарушений такова: распространение недобросовестной и недостоверной рекламы (части 2 и 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе») - 2 факта, рекламы, вводящей в заблуждение, (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») - 1 факт, несанкционированной рекламы по сетям электросвязи (статья 18 ФЗ «О рекламе») - 2 факта.

По выявленным фактам нарушения законодательства о рекламе во 2 полугодии 2022 года возбуждено и рассмотрено производство 8 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе) и применены меры административного наказания в виде штрафа на общую сумму 151 тыс. руб. в отношении 2 юридических лиц, а также в виде предупреждения о недопустимости совершения административных правонарушений в отношении 4 должностных лиц и 2 юридических лиц, являющихся малыми компаниями.

За 1 полугодие 2023 года в Мордовское УФАС России поступило 8 заявлений с претензиями к распространяемой информации, которая, по мнению заявителей, нарушает рекламное законодательство. При рассмотрении поступивших заявлений в 6 случаях нарушение рекламного законодательства не подтвердилось, по 2 заявлениям возбуждено 3 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

По результатам рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, принято 3 решения о признании рекламы ненадлежащей, на основании которых рекламодателям и рекламораспространителям выдано 4 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполненных в установленные сроки.

Несмотря на исполнение выданных предписаний, все 3 решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей оспариваются нарушителями в судебном порядке.

По результатам рассмотренных дел пресечено нарушений: при распространении рекламы, вводящей в заблуждение (часть 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе») - 1 факт, рекламы по сетям электросвязи с применением автоматического дозванивания (статья 18 ФЗ «О рекламе») - 1 факт, рекламы медицинских услуг и методов лечения (части 7 и 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе») – 2 факта, рекламы финансовых услуг, замалчивающей все существенные условия их предоставления (части 2 и 3 статьи 28 «О рекламе») – 2 факта.

Приведенная статистика свидетельствует о существенном снижении административной нагрузки на бизнес при осуществлении государственного контроля в сфере рекламы и является следствием действия моратория на проведение проверок и контрольных мероприятий.

В этой связи следует обратить внимание на то, что антимонопольный орган, начиная с марта 2022 года, выявляет правонарушения только по сообщениям и заявлениям физических и юридических лиц, содержащих данные о признаках нарушения рекламного законодательства, на основании которых возбуждает и рассматривает дела о нарушении законодательства о рекламе. Процедура таких дел, в силу пункта 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не подпадает под правила государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Вместе с тем, допущенные рекламодателями, рекламораспространителями нарушения, установленные антимонопольным органом при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, влекут за собой ответственность по санкциям, предусмотренным КоАП РФ.

В 1 полугодии 2023 года по выявленным фактам распространения ненадлежащей рекламы возбуждено и рассмотрено производство 6 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), в рамках которых применены меры административного наказания в отношении 4 юридических лиц и 2 должностных лиц в виде штрафа на общую сумму 820 тыс. руб.

Резюмируя итоги работы Мордовского УФАС России за 2 полугодие 2022 года и 1 полугодие 2023 года, представляется необходимым обратить внимание на следующее.

Для потребителей и общества в целом остаются актуальными вопросы, связанные с рекламой кредитов с недоступными для прочтения условиями, определяющими полную стоимость кредитования.

Достоверность рекламы финансовых услуг и соответствие её восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан и юридических лиц, и предотвращения недобросовестного поведения организаций, оказывающих финансовые услуги и осуществляющих финансовую деятельность.

Региональным антимонопольным ведомством накоплен достаточный опыт и наработана положительная правоприменительная практика, направленная на сокращение нарушений в рекламе финансовых услуг.

 Так, Мордовское УФАС России в марте текущего года рассмотрело дело о распространении в городе Саранске наружной рекламы Россельхозбанка, в которой банк предлагал кредит по ставке 5,5% годовых. Поводом к возбуждению дела послужило обращение жителя г. Саранска, сообщившего о распространении наружной рекламы «РоссельхозБанк 5,5% годовых кредит на всё, что хочется». Было установлено, что в распространявшейся наружной рекламе крупным шрифтом указаны лишь привлекательные сведения о процентной ставке по кредиту. Заметной являлась надпись и о наименовании банка. Другая важная информация была выполнена очень мелким и нечитаемым шрифтом. Таким образом, из содержания рекламы невозможно было понять все условия кредитования. Отсутствие в рекламе всей существенной информации способно сформировать у потребителей неверное представление о фактической стоимости кредита и обмануть их ожидания. При таких обстоятельствах Комиссия антимонопольного ведомства своим решением признала рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе». Рекламодателю – АО «Россельхозбанк» предписание не выдавалось, поскольку он прекратил распространение ненадлежащей рекламы. Наряду с этим, в отношении АО «Россельхозбанк» применены санкции по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. Названному юридическому лицу назначен административный штраф в размере 300 тыс. руб. Правонарушитель не согласился с вынесенными в отношении него решением и постановлением административного органа и оспаривает их в судебном порядке.

Сохраняется тенденция нарушений, связанных с распространением рекламы по сетям электросвязи. При этом характерной особенностью таких нарушений стали случаи распространения рекламы автодозвоном, в качестве примера которой служит следующая практика.

В антимонопольный орган обратился житель г. Москвы с жалобой на нежелательный для него звонок с рекламой от МЕТРО. Такое обращение по поручению Федеральной антимонопольной службы было рассмотрено Мордовским УФАС России, которым возбуждено и рассмотрено дело по заявленному факту. В ходе рассмотрения дела установлено, что звонок на телефон заявителя осуществлен с его предварительного согласия, но посредством автоматического воспроизведения заранее записанного рекламного аудио-ролика. Так, с момента телефонного соединения процесс доведения рекламы до абонента, ответившего на входящий вызов, осуществлялся путем автоматического озвучивания предварительно записанного либо созданного с помощью компьютерных программ рекламного сообщения, и тем самым совершённый звонок был осуществлен с применением автоматического дозванивания. Доведение до абонента рекламы автоинформатором («голосовым роботом») без участия человека (даже если выбор абонентов был произведен человеком), то есть с помощью специального программного обеспечения, позволяющего производить автоматический обзвон с предзаписанным сообщением по сформированной базе абонентов, подпадает под запрет, установленный частью 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе». Комиссия Мордовского УФАС России признала такое автоинформирование ненадлежащей рекламой и выдала рекламораспространителю – ООО «Телетел» предписание о прекращении допущенного нарушения. Предписание исполнено, однако рекламораспространитель не согласился с решением антимонопольного органа и в настоящее время оспаривает его в суде.

Мордовское УФАС России при осуществлении государственных функций по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры профилактического характера.

Так, Мордовским УФАС России в январе 2023 года проведен обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы в отношении Автономной некоммерческой организации «Лига национальных независимых журналистов «Шумбрат ТВ» («Здравствуй ТВ»). Компания осуществляет телевизионное вещание с июня прошлого года.

Процедура профилактического визита является обязательной для лиц, начавших осуществлять телевизионное вещание на основании лицензии на вещание, в течение одного года с даты получения такой лицензии. Продолжительность профилактического визита не может составлять более 2 часов в течение рабочего дня.

В ходе проведенного мероприятия контролируемому лицу рассказали, что такое профилактический визит, на кого ориентирован и каковы задачи такого профилактирования. Контролируемое лицо также проинформировано об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации о рекламе с акцентированием внимания на особенностях рекламы в телепрограммах и телепередачах. Профилактическая беседа проведена по месту нахождения вещателя телеканала «Шумбрат ТВ» («Здравствуй ТВ») в целях предупреждения нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере рекламы направлена на достижение следующих основных целей:

предупреждение нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы;

предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы;

устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы;

формирование модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;

повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль (надзор) за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы.

Основными задачами профилактических мероприятий являются:

выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы;

создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;

формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства Российской Федерации о рекламе, контроль за соблюдением которых осуществляют антимонопольные органы, и необходимых мерах по их исполнению;

снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.

Мордовское УФАС России при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере рекламы руководствуется принципом информационной открытости, который на практике выражается в неукоснительном соблюдении права на обращение граждан и юридических лиц с запросами, жалобами и т.п. и получения ответа по существу таких обращений, а также в качественном обеспечении доступа граждан к информации о деятельности регионального антимонопольного ведомства в формате открытых данных, информировании граждан о деятельности госоргана посредством региональных СМИ, сети Интернет и через другие общедоступные средства коммуникации.

Мордовское УФАС России – открытое ведомство.

Информация о деятельности Мордовского УФАС России, в том числе по рассмотренным делам о нарушениях законодательства о рекламе, публикуется на официальном сайте в сети «Интернет»: http://mordovia.fas.gov.ru.

 

Итоги работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия за 2 полугодие 2022 года - 1 полугодие 2023 года в части осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Важнейшие изменения в Законе о контрактной системе.

 

По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере осуществления закупок в Мордовское УФАС России во втором полугодии 2022 года поступило 66 жалоб от участников закупок на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, единой комиссии по осуществлению закупок, а в первом полугодии 2023 году (по состоянию на дату публикации доклада) поступила 71 жалоба.

Наибольшее количество жалоб было подано на действия республиканских заказчиков. Так во втором полугодии 2022 года – 27, а в первом полугодии 2023 году – 44. На действия муниципальных заказчиков подано во втором полугодии 2022 года - 20 жалоб, а в 2023 году - 24 жалобы. Снизилось количество поданных жалоб на действия федеральных заказчиков (второе полугодие 2022 года -19; 2023 год - 3 жалобы).

Анализ принятых к рассмотрению жалоб показывает, что наибольшее количество обоснованных жалоб также приходится на долю республиканских заказчиков.

Относительно жалоб, признанных обоснованными, следует указать, что основная часть их касалась вопросов обжалования требований: к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам закупки. В тоже время обжаловались отказы в допуске к участию в закупке.

Помимо указанного, в рамках предоставленных полномочий, Мордовским УФАС России проводились внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе.

Во втором полугодии 2022 года Мордовским УФАС России проведено 94 таких проверки. В 70 случаях выявлены факты нарушения законодательства о контрактной системе. В первом полугодии 2023 года проведено 60 контрольно-надзорных мероприятий, в 32 случаях выявлены нарушения Закона о контрактной системе.

За второе полугодие 2022 года Мордовское УФАС России вынесло 107 постановлений о назначении административных наказаний, при этом наложено административных штрафов за нарушения действующего законодательства о контактной системе на общую сумму 596,22 тыс. рублей.

За первое полугодие 2023 года Мордовское УФАС России вынесло 110 постановлений на общую сумму 802,88 тыс. рублей.

Одним из направлений деятельности Мордовского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 

Во втором полугодии 2022 года Мордовским УФАС России рассмотрено 31 обращение по вопросу включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Включено в РНП 5 хозяйствующих субъекта.

За истекший период 2023 года Управлением рассмотрено 21 обращение. Включено в РНП 3 хозяйствующих субъекта. 

Чаще всего в первом полугодии 2023 года заказчики обращались в Мордовское УФАС России в связи с односторонним отказом сторон от исполнения контракта – 13 обращений. В связи с уклонением победителя торгов от заключения контрактов – 8 обращений.

В 3 случаях Комиссия Мордовское УФАС России приняла решение о включении их в РНП.

С 01.01.2022 года вступили в силу оптимизационные изменения в Федеральный закон №44-ФЗ, предусмотренные Федеральным законом от 02.07.2021 года №360-ФЗ, направленные на исключение избыточных и устаревших требований, максимальную автоматизацию выполняемых процедур и внедрение электронного документооборота. Привычные нормы и правила Закона претерпели кардинальные изменения. Существенно изменились условия участия в закупках, изменен процесс проведения конкурентных процедур; отменена закупочная документация как таковая, изменен порядок заключения и исполнения условий контрактов, также многие другие положения закона претерпели значительные изменения.

С наступлением нового 2023 года также вступили в силу изменения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Приведем примеры некоторых из них.

1. С 1 июня 2023 года уточнили порядок исполнения контрактов, которые заключили по итогам закупки с запретом на допуск.

Контрагентов освободили от обязанности передавать при исполнении контракта документы о стране происхождения товара. Речь идет о документах, на основании которых продукцию включили в реестр российской промпродукции или евразийский реестр промтоваров.

Новшество не затрагивает особенности исполнения контрактов для нужд обороны и безопасности.

2. С 1 июня 2023 года изменили требования к условиям энергосервисных контрактов и особенности определения НМЦК.

В требованиях к условиям энергосервисных контрактов среди прочего закрепили возможность включить в перечень энергоэффективных мероприятий те, что направлены на автоматизацию процессов сборки и обработки информации в том числе о параметрах качества энергоресурсов.

Особенности определения НМЦК уточнили. Так, при расчете цены контракта со сроком год и менее за стоимость единицы энергоресурса принимают цену (тариф), которая фактически сложилась на дату наступления срока оплаты заказчиком энергоресурса, предшествующую дате объявления закупки.

3. С 13 мая 2023 года утвердили типовые условия контрактов на услуги по обращению с конфискатом.

Новшества применяют при закупке услуг по хранению, уничтожению, экспертизе и оценке стоимости имущества, которое обратили в собственность государства. В условиях среди прочего закрепили обязанности сторон и порядок их взаимодействия.

4. С 12 мая 2023 года расширили список товаров, работ, услуг с преимуществами для организаций инвалидов.

В перечень среди прочего включили такие товары и услуги:

- 16.29.12 - принадлежности столовые и кухонные деревянные;

- 17.23.11.110 - бумага копировальная;

- 18.11 - услуги по печатанию газет;

- 21.20.24.150 - медизделия ватно-марлевые.

Часть кодов по ОКПД2 укрупнили. Так, вместо отдельной категории товаров в перечень включили всю группу продукции с кодом 10.39.

5. С 9 мая 2023 года упростили обоснование НМЦК.

Стало проще определять идентичность и однородность товаров (работ, услуг), а также сравнивать коммерческие предложения. Методические рекомендации применят по желанию заказчика.

6. С 9 мая 2023 года увеличили ценовой порог для ряда электронных процедур

Заказчики могут проводить электронный запрос котировок при НМЦК не выше 10 млн руб. Ограничение по годовому объему сняли до 31 декабря 2026 года.

Ценовой порог закупок через "электронный магазин" увеличили до 5 млн руб. в пределах 100 млн руб. в год. Их не учитывают в годовом объеме малых закупок, в т.ч. в сфере культуры и медицины.

7. С 9 мая 2023 года расширили основания заключения контракта со вторым участником при отказе заказчика от сделки.

Заказчикам разрешили заключать контракт со вторым участником, если от сделки с победителем пришлось отказаться, но его не включили в РНП, поскольку обязательства не исполнили из-за форс-мажора.

8. С 9 мая 2023 года стало быстрее согласовывать закупку с единственным поставщиком.

Срок рассмотрения обращения сократили до 8 рабочих дней с даты, следующей за днем его поступления контролерам.

9. Со 2 мая 2023 года применяют типовые условия контрактов на организацию детского питания в школах.

Типовые условия станут использовать при закупках услуг питания детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В них закрепили обязанности сторон контракта.

Высшим исполнительным органам регионов рекомендуют обеспечить применение условий с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

10. С 20 апреля 2023 года обновили порядок допуска к госзакупкам ряда импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска.

Из перечня иностранной продукции с запретом на допуск исключат:

- 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг;

- 26.20.13, 26.20.14, 26.20.15 - цифровые ЭВМ;

- 26.20.2 - системы хранения данных.

Эти товары войдут в перечень импортной радиоэлектроники с ограничениями допуска. Для них введут двухуровневую систему допуска к закупке. Приоритет будут иметь заявки с предложениями продукции первого уровня (с отечественным центральным процессором). Если таких предложений нет, для товаров второго уровня надо применять общий механизм отклонения заявок с иностранной радиоэлектроникой, кроме ЕАЭС.

11. С 20 апреля 2023 года в перечне иностранных медизделий с ограничениями допуска стало меньше позиций

Из списка уберут 2 позиции:

- 26.60.12.119 - анализаторы биохимические, в том числе автоматические;

- 26.60.12.119, 26.60.12.123 - мониторы фетальные.

12. С 19 апреля 2023 года вступили в силу новые типовые условия контрактов на ремонт автодорог.

Типовые условия применяют при закупке работ по ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений.

В условиях среди прочего уточнили обязанности сторон. Также закрепили положения о приостановке работ и гарантии качества их результата. Гарантийные сроки на конструктивные элементы автодороги, искусственных дорожных сооружений конкретизировали.

13. С 1 марта 2023 года расширили перечень иностранных промтоваров с ограничениями допуска и правила применения таких ограничений.

В перечень добавили, например:

- 27.32 - провода, кабели электронные и электрические прочие;

- 28.99.39.190 - оборудование спецназначения прочее, не включенное в другие группировки.

При закупках промтоваров из списка ввели механизм "второй лишний". Исключили возможность продекларировать в заявке регистрационный номер сертификата СТ-1, если сведений о товаре нет в реестре российской промпродукции или евразийском реестре промтоваров.

14. С 1 марта 2023 года уточнили список импортных товаров с запретом на допуск и основания для неприменения запрета.

В перечень включили, в частности:

- 28.21.13.119 - электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки;

- 32.50.13.190, 32.50.50.181, 32.50.50.190 - вакуумные пробирки для взятия крови ИВД с кодами видов медизделий 293640, 293630, 293700 и др. Из перечня иностранных медизделий с ограничениями допуска их исключили.

Из списка убрали, например, велосипеды двухколесные и прочие, без двигателя.

В ряде оснований для неприменения запрета уточнили исключения, когда нацрежим устанавливают. Одно из таких оснований - закупка единицы товара с ценой не более 300 тыс. руб. или совокупности этих товаров на общую сумму менее 1 млн руб., кроме ряда продукции. Так, из ее числа убрали инструмент ручной прочий, но добавили вакуумные пробирки для взятия крови ИВД.

15. С 1 марта 2023 года изменили перечень квотируемых товаров.

В перечень продукции включили, например:

- 21.20.24.160 - антисептические спиртовые салфетки с кодом 272240 вида медизделия. Доля с 2023 г. - 80%;

- 26.11.22.200 - светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля - 90%.

В ряде позиций изменили размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. его увеличили с 80% до 90%.

16. Не позднее 1 февраля 2023 года в реестр контрактов нужно направить информацию об изменении кодов финансирования закупки.

Если КБК, КЦСР или КВР, указанные в реестре, меняются из-за требований бюджетного законодательства, информацию об этом нужно направить не позднее 1 февраля года, в котором должны применяться новые коды.

17. С 22 января 2023 года при закупках тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови нужно применять установленные правительством особенности.

Правительство установило:

- особенности описания закупки;

- типовые условия контрактов и случаи их применения.

Правила следует применять и в том случае, если вместе с тест-полосками закупаются иные медизделия.

Кроме того, тест-полоски включили в перечень медизделий с ограничением допуска иностранной продукции.

При применении рассматриваемых правил есть исключение.

18. С 13 января 2023 года расширили перечень случаев изменения строительных контрактов при форс-мажоре.

Можно изменить условие о том, в каком порядке перечисляются средства с лицевых счетов, открытых подрядчикам в ТОФК, на расчетные счета субподрядчиков.

19. С 4 января 2023 года федеральные заказчики при закупках отдельных видов продукции обязаны устанавливать аванс не менее 80%.

Правило применяют при закупке промышленных товаров из перечня, если при этом предусмотрен запрет на допуск иностранных товаров.

20. С 1 января 2023 года требование к должностным лицам заказчика об отсутствии конфликта интересов применяется в новой редакции

Уточнили, что должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юрлицами, участвующими в закупке.

21. С 1 января 2023 года скорректирован порядок применения антидемпинговых мер.

Если участник не подтвердит свою добросовестность или информация окажется недостоверной, уклонившимся от заключения контракта его признает не закупочная комиссия, а заказчик. Соответствующее решение заказчик оформит в порядке и сроки, предусмотренные общей нормой о заключении контракта по итогам электронных процедур.

22. С 1 января 2023 года можно проводить электронные конкурсы на право заключить контракт.

Как и в случае с аукционом, в ходе подачи предложений цена может "уйти в минус", и тогда предложения участников будут рассматриваться как размер платы за право заключить контракт с заказчиком.

23. С 1 января 2023 года у единственного поставщика можно закупать услуги по обращению с отходами I и II классов опасности.

Соответствующее дополнение внесли в п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

24. С 1 января 2023 года электронную малую закупку признают состоявшейся, если есть хотя бы одна подходящая заявка.

Единственной отобранной заявке присваивают первый порядковый номер, а с подавшим ее участником заключают контракт. Ранее действовало правило о наличии не менее двух подходящих заявок.

25. С 1 января 2023 года запущен агрегатор предварительных предложений для электронных малых закупок

При подготовке извещения заказчики могут в режиме реального времени видеть предложения поставщиков по соответствующему коду КТРУ.

26. С 1 января 2023 года скорректированы требования к содержанию независимой гарантии для обеспечения заявки участника закупки.

Гарантия должна предусматривать выплату средств заказчику во всех установленных ст. 44 Закона N 44-ФЗ случаях, а не только при наступлении обстоятельств, перечисленных в ч. 15 этой статьи.

27. С 1 января 2023 года в сведениях об исполнении контракта федеральные заказчики указывают сумму требований об уплате штрафных санкций

Правило действует, если в контракте есть условие об удержании суммы штрафных санкций из оплаты по контракту.

Кроме того, федеральные заказчики включают в реестр контрактов информацию:

- для уплаты неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком;

- о размере налогов, сборов и иных обязательных платежей в случае уменьшения суммы, подлежащей уплате заказчиком поставщику, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;

- о реквизитах счета поставщика, на который будет производиться оплата контракта или его отдельных этапов. Правило применяется к контрактам, сведения о заключении которых включены в реестр контрактов с 1 октября 2022 г.

28. С 1 января 2023 года продолжает действовать норма об изменении условий краткосрочных строительных контрактов в особом порядке.

В 2023 году можно изменять условия контрактов на строительство, капремонт, снос объектов капстроительства, работы по сохранению объектов культурного наследия на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, даже если эти контракты на срок менее 1 года.

Случаи и порядок такого изменения устанавливает правительство.

29. С 1 января 2023 года обновлены форма отчета о закупках у СМП и СОНКО и порядок его заполнения.

Изменения связаны с нормой закона, согласно которой в 2022 и 2023 годах при расчете СГОЗ федеральные и региональные органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и унитарные предприятия, муниципальные медорганизации не учитывают контракты на лекарства и медизделия.

Наверх